КАК ПРАКТИКОВАТЬ ВНАЧАЛЕ

Изменение собственного бытия, не под давлением обстоятельств или людей, апо собственной воле — цель, к которой должен стремиться каждый ищущий. Мож­но начитаться книг, выучить терминологию и легко вставлять иностранные слова в пустопорожние раз­глагольствования, воображая себе, что от этого всё в жизни радикально изменится. Рассуждая о даосизме и мечтая быть даосом, вы им не станете; рассуждая о Кастанеде, вы не станете нагвалем.

Для изменения себя требуются усилия и постоян­ная практика. Начинать лучше всего с небольших ве­щей, но если вы решили начать и отступили, с одной стороны, вы узнаете, что у вас нет Воли, с другой, па­мять об этом будет ослаблять вас в дальнейшем. По­этому, решив начать работать с техниками, взвесьте свою решимость, чтобы не разочароваться.

Итак, начинать нужно с малого. Допустим, вы ре­шили упражняться в медитации или концентрации ежедневно. Не пытайтесь следовать советам из книг, где утверждается, что если вы медитируете меньше часа, то это неправильно и не имеет смысла. У каждого человека своё время, своя внутренняя динамика и инерция. То, что происходит с одним во время выпол­нения техники за 20 минут, с другим, возможно, про­изойдёт только за 2 часа. Следует полагаться на внут­ренние ощущения.

Не пытайтесь сразу хвататься за неподъёмные тех­ники, которые требуют подготовленности, поскольку у вас всё равно не хватит сил и вы не сможете правильно их выполнить. А через пару дней скажете себе, что этот путь не для вас. Начинать лучше с простых, не требую­щих сверхусилий упражнений. В начале главным яв­ляется не упражнение, а ваше регулярно совершаемое усилие. Поэтому будете ли вы петь мантру, наблюдать за дыханием или концентрироваться на ощущениях какого-либо центра — не имеет значения. Значение имеет то, что вы выполняете поставленную перед со­бой работу, т. е. каждый день, невзирая на настроение, самочувствие и нежелание, вы находите время и силы для практики.

Усилия, прикладываемые вами для реализации этой задачи, начнут кристаллизовать у вас центр, из кото­рого позже будет проявляться сила, называемая Волей. Поначалу вы не сможете различить, какое из упражне­ний в данный момент для вас полезно. Фактически полезно будет любое упражнение, кроме слишком сложного, если вы будете делать его регулярно. Под­черкиваю еще раз: вначале усилие, регулярное усилие, является средством, помогающим вам в подготовке к становлению на Путь.

Как различить простые и сложные техники?

Во-первых, простую технику можно сделать слож­ной, если отвести на её выполнение слишком много времени. Например, один из так называемых просвет­лённых мастеров давал людям, пришедшим на встречу с ним, буддийскую медитацию Випасану, которая до­ступна для начинающих, но предлагал практиковать её в течение 8 часов с двумя часовыми перерывами. При этом мастер не поинтересовался ни уровнем подготов­ки пришедших, ни их состоянием. В результате все, кто пытались выполнить Випасану, столкнулись с тем, что это невозможно в течение столь долгого времени без специальной подготовки, а так называемый просвет­лённый мастер «подтвердил» своё великое превосход­ство. Ум может сделать сложным простейшую вещь.



Возгоревшись сильным желанием, можно попытаться стать просветлённым за 3 дня. Обычно такие попытки кончаются либо психическим расстройством, либо деп­рессией. Не пытайтесь прыгнуть выше головы. Исхо­дите из того, что ваши возможности ограничены, сораз­меряйте свои силы.

Во-вторых, далеко не всегда в литературе правильно отражены все аспекты какой-либо техники, и не всегда даже правильно описанные техники вы можете пра­вильно понять. Я не раз сталкивался с ситуациями, когда, например, динамическую медитацию Ошо люди воспринимали как физическое упражнение, сильно потели и уставали, при этом полностью упуская суть всего упражнения. Существуют техники, которые без определённого развития выполнять бесполезно, иногда можно причинить себе вред.

Однако пробовать можно всё, но начинать лучше с простого, памятуя о том, что всё равно вначале резуль­таты будут только в результате вашего усилия.

Вообще, вся суть упражнений, используемых на ду­ховном пути, сводится к овладению собственным вни­манием, которое может быть натренировано и развито аналогично физическому телу. Когда внимание суже­но и сфокусировано — это концентрация, когда внима­ние расфокусировано и ни на что конкретно не направ­лено — это медитация. Но внимание должно быть.В обыденном механистичном восприятии человека его внимание скачет, как ребёнок в комнате игрушек, от одного предмета к другому, на короткое время будучи поглощенным каждым из них. Внимание — функция сознания человека, внимание обладает свойствами энергии света, без которого на Земле не было бы жизни. Становясь хозяином своего внимания, человек пере­стаёт быть рабом тела, ума и эмоций, у него появляется возможность активизации высших центров.



Следует помнить о том, что нельзя слепо следовать инструкциям, которые были созданы для другого вре­мени и другого места и которые так любят транслиро­вать в своих книгах современные духовные авторы. К примеру, рекомендация йогов о необходимости вста­вать перед рассветом, т. е. в 3-4 часа ночи, вполне умест­на для Индии, но для средней полосы России зимой она выглядит абсурдно. Зимой в России «встать до рассвета» означает шесть — полседьмого. Любые рекомендации, с которыми вы сталкиваетесь в литературе, должны иметь под собой разумную основу, ищите её, старайтесь понять, в чём её смысл. Тупо следовать .тому, что напи­сано, легко, но не всегда полезно. Не стесняйтесь исполь­зовать свой разум и докапываться до сути; поняв, в чём суть, меняйте метод соответственно своим условиям.

Время, в которое вы занимаетесь, по существу зна­чения не имеет, однако для того, чтобы работа была эффективной, у вас должно быть достаточно энергии. Поэтому тем, кто лучше себя чувствует с утра, нужно искать возможность заниматься утром; тем же, кто полон энергии вечером, лучше всего делать упражнения в это время.

Продолжительность выполнения упражнения зави­сит и от его формы, и от состояния выполняющего. Например, если вы решили наблюдать за дыханием в течение 30 минут, но на десятой минуте стали засыпать, то, если вы досидите до конца упражнения, борясь со сном, вы, возможно, укрепите свою волю. Однако может начать формироваться привычка спать во вре­мя медитации. И поскольку привычки — это всё, что у нас есть вначале, если вы стали засыпать, прервите медитацию, не идите на поводу у ума, которому скучно.

Не следует предаваться иллюзиям, будто усилий, вкладываемых в упражнения, будет достаточно для серьёзного роста. Очень часто бывает, что упражнения и медитации становятся привычкой, делаются частью механического ума и приводят, в лучшем случае, к улучшению самочувствия и углублению сна. Только когда искатель пытается сделать своё духовное усилие постоянным, оно приносит плоды. Поэтому параллель­но с упражнениями следует читать книги Мастеров. Усилие в попытке усвоения непривычных идей, тер­минов и понятий тоже идет в зачет.

Существуют упражнения, которые человек, решив­ший изменить себя, может выполнять в течение всего дня, в любом месте. Все они направлены на поддержание в ищущем памятования своей цели. Часть из них может быть достаточно механистичной, но поддерживающей усилия, например, постоянное чтение мантр (молитв). Это не лучший, но возможный способ работы.

Более эффективными для создания постоянного усилия являются практики, в которых ищущий то и дело вынужден вспоминать себя — например, если он решил не лгать. Это решение будет постоянно сталкивать его с ложью внутри него и вовне, поддерживать его уси­лия и не давать забыть себя. Более лёгкие способы — к примеру, в течение 3 дней (5, 7 и т.д.) не говорить «нет» или же постоянно удерживать часть своего вни­мания на какой-нибудь сутре. Идеалом постоянного уси­лия для начинающего искателя будет то, что Гурджиев называет самовспоминанием, а Ошо — осознанностью. Идеалом завершения начальной стадии работы над со­бой является обретение Мастера, внешнего или внут­реннего, который подскажет, как и куда следует при­лагать усилия, чтобы они не пропали даром.


5829443940029385.html
5829484453259920.html
    PR.RU™